Можно ли ездить летом на зимней резине без шипов?
Статья расскажет, чем зимняя резина отличается от летней и всесезонной, как работают зимние шины фрикционного типа, почему автомобилисты используют летом зимние шины, последствия езды на зимней резине летом, насколько это безопасно.
Можно ли ездить летом на зимней резине без шипов
До сих пор за использование летом зимней резины не штрафовали. Но с лета 2023 года начнут, правда только если эта резина имеет ошиповку. Мера вынужденная, шипы интенсивно разрушают асфальтовое покрытие. Существуют и шины фрикционного типа, известные как «липучки». На них пока не запрещается ездить летом под угрозой штрафа, но вопрос в том, насколько это оправдано во всех аспектах – экономическом, техническом и самом главном – безопасности.
Чем отличается зимняя резина от летней и всесезонной
Чтобы понять, почему резина обязана быть сезонной, надо уяснить особенности конструкции шин, в данном случае – нешипованной «липучки».
1. Первое, что бросается в глаза, это протектор. У него гораздо более мелкая нарезка, это называется ламельным типом. Чем меньше размеры отдельных ламелей и больше высота прорезей, тем эти резиновые выступы с острыми краями лучше работают по самым скользким покрытиям вроде льда и утрамбованного твердого снега. Имеются и более широкие канавки, поскольку резина должна уверенно грести по рыхлому снегу. Налицо сочетание возможностей по всем типам зимних дорог.
2. Менее очевидное, но вполне поддающееся тактильной оценке – состав резиновой смеси протекторной беговой дорожки. Она гораздо мягче, чем у прочих шин летнего или грязевого типов. Такой подход обеспечивает максимальную подвижность ламелей, это необходимо для физики зацепа нешипованной резины.
3. Зимние шины тоже не все одинаковые. Есть европейские и скандинавские типы. Это связано с преимущественной температурой использования. Точно так же, как летняя резина непригодна зимой, невозможно построить шину, одинаково хорошо работающую при +5 (а это обычная температура перехода на зимние покрышки) и -30. Физически разница та же, как и между +5 и +35. Грубо можно сказать, что чем шина «севернее», тем у нее мягче состав протектора. Чего нельзя сказать обо всём прочем. Каркас и боковины должны выдерживать неровности зимних дорог. Управляемость на больших скоростях тут уже мало кого интересует.
При такой большой разнице уже понятна неуместность «липучек» летом. Но можно еще уточнить особенности их принципа действия.
Как работают зимние шины фрикционного типа
Самое распространенное заблуждение – раз уж их называют липучками, то они должны прилипать к покрытиям зимних дорог. Физически это невозможно при любой конструкции шины. Можно попробовать прилепить что угодно к куску льда. Это не присоска на стекле.
Физика работы иная. Мягкая ламель изгибается под тяговым или тормозным усилием, создавая высокое давление в зоне своего острого края. Получается своеобразный резиновый «шип». Он и передает усилие. Становится ясно, почему с одной стороны это бесполезно летом, когда работают шашки плоскостью. Или даже существует полное отсутствие протектора – слики гоночных машин. А с другой – летом эти края ламелей быстро придут в полную негодность.
Зачем их используют в теплое время года
Специально ставят «зиму» летом только крайне редкие оригиналы, которым кажется, что так мягче. Остальные просто ленятся доехать до шиномонтажа. Или хотят «доездить» уже изношенные зимние покрышки, которые по снегу работать давно не в состоянии из-за износа. Пренебрегая всеми опасностями такой эксплуатации.
Последствия с точки зрения ресурса и экономии средств
Сэкономить ничего не получится. Мягкий протектор очень быстро придет в полную негодность. Причем не просто в результате ускоренного износа, а после локальных разрушений. Многое зависит от скорости движения. Но такие водители не отличаются дисциплинированностью и в соблюдении правил. Задача докатать резину будет выполнена мгновенно, вопрос в цене последствий.
Влияние таких шин на безопасность движения при высоких температурах
Даже относительно свежая зимняя покрышка очень плохо держит летнюю дорогу. А при основательном износе её резиновая смесь буквально поплывёт. При практически жидком состоянии поверхностного слоя машина будет вести себя почти как на льду. Это крайне опасно даже при не очень резких маневрах, а на скорости автомобиль может неожиданно легко уйти в занос с разворотом. Тормозной путь вообще никуда не годится, гибкие ламели и выделение резиновой «смазки» заставят АБС быстро снять тормозное усилие с колес.
Поведение в дождь
В летних протекторах приняты особые меры для отвода воды из зоны контакта с дорогой. Зимние покрышки к этому не приспособлены. На самых безобидных скоростях в лужах и на просто мокрой дороге возникнет эффект аквапланирования, машина полностью потеряет контакт с дорогой. Со вполне понятными последствиями.
Короткие поездки на зимних «липучках» летом ничему особенно не навредят, при условии соблюдения элементарной осторожности. Но постоянно так делать нет никакого смысла, зато несет большую опасность в экстремальных ситуациях, возникновение которых непредсказуемо. Поэтому без крайней необходимости оставлять подобные шины на лето нельзя. Риск не оправдан, как и в любых вопросах, касающихся безопасности дорожного движения.
Пока нет комментариев